Психоавтобиография в исследовании личности как субъекта профессиональной карьерыСтатья посвящена исследованию личности как субъекта профессиональной карьеры. Исследования функционирования личности в качестве субъекта профессиональной карьеры нацелены на решение приоритетных теоретических и прикладных задач психологии профессионального пути личности. В исследовании применяется категориальный аппарат психологии жизненого пути к анализу закономерностей построения личностью профессиональной карьеры. Автором развивается представление о профессиональной карьере как о жизненном профессиональном пути личности, обосновываются объект и предмет изучения субъективной картины профессиональной карьеры с применением методик психологической автобиографии. В работе представлены результаты разработки и апробации психоавтобиографической методики, позволяющей выявить и оценить функционирование личности в качестве субъекта профессиаонльной карьеры на основе качественых и количественных критериев. Результаты апробации методики показали её научную и прикладную значимость. Проблематика профессионального развития и реализации личности в профессиональной деятельности актуальна как для основных отраслей психологии - общей психологии, психологии личности, психологии труда, психологии развития, так и для её частных отраслей - педагогической, инженерной, медицинской, юридической психологии и других. Актуальность и уровень разработанности проблематики в психологических исследованиях позволяет целому ряду учёных ставить вопрос о формировании отдельной отрасли психологии со своим особым предметным содержанием. 2 Исследование выполнено в рамках НИР «Психическая феноменология, механизмы и закономерности личностного развития человека как субъекта общения, профессиональной деятельности и индивидуального жизненного пути», № госрегистрации: 20083024, дата госрегистрации: 04.11.2008 и Образовательного проекта «Разработка и внедрение инновационных методик оценки и активизации личностного роста студентов в качестве субъектов профессиональной карьеры (этапы 2 Методический и 3 Эмипирический)», приказ № 801 от 07.07.2008 г. Представления авторов о содержании предметной области в новой отрасли психологии не является однородным. Например, объектом изучения «психологии профессий» Э.Ф. Зеер считает взаимодействие личности и профессии, а в качестве предмета профпсихологии выделяет «психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности» {9, с.16}. Развивая акмеологический подход, А.К. Маркова концентрируется на вершинных уровнях профессионализации человека в период расцвета его профессиональной деятельности профессионализме и суперпрофессионализме. Предметной областью «психологии профессионализма» она называет «...условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму» {22, с. 5}. Сложившаяся ситуация требует усилий по интеграции существующих в этом направлении психологии теоретических подходов. Проведя анализ основных подходов к решению проблемы профессионального становления и реализации личности, Ю.П. Поваренков предлагает называть отрасль «психологией профессионального пути личности», а предметом исследования считает «психологические закономерности становления и реализации субъекта труда на разных этапах профессионального пути» {28, с. 52}. Процессы профессионального развития и профессиональной самореализации тесно взаимосвязаны между собой и при этом вплетены в контекст жизненного пути личности. Автор подчёркивает, что «.разобраться в механизмах профессионализации практически невозможно без учёта её связей с процессами жизнедеятельности» {27, с. 60}.
|